12.12.2023 круглый стол "Нет насилия в мире детства"
22.11.2023 в школе прошёл информ - дайджест с инспектором по делам несовершеннолетних Драчевой А.М. и заместитель прокурора Снытченко С.В. "Преступления против половой неприкосновенности"
В период с 30 октября по 26 ноября 2023 года на территории РБ проводится мероприятия в рамках распоряжения Министра внутренних дел РБ «О дополнительных мерах противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии»
Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия и эксплуатации: часть 1, часть 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, РАСТУЩИХ В ОБСТАНОВКЕ НАСИЛИЯ
Ребенок, растущий в обстановке насилия, нуждается в специальной помощи. Дети, которых не бьют, но которые являются свидетелями насилия в отношениях между родителями, имеют большую склонность к депрессиям и проявлениям злобы и беспомощности в отношении происходящего, чем дети, которых бьют. Исследования показывают, что 20% всех девочек, растущих в обстановке насилия, будут впоследствии жестоко обращаться со своими детьми; 40% мальчиков, являющихся жертвами насилия, впоследствии будут жестоко обращаться со своими детьми, однако 80% мальчиков, которые выросли в обстановке насилия, но не подвергались насилию сами, а только были свидетелями, впоследствии будут проявлять насилие к своим партнерам и детям.
Дети – жертвы насилия могут ощущать вину и ответственность за то, что они стали причиной насилия, и будучи не в состоянии предотвратить насилие, постоянно думают, как это сделать. Дети часто получают телесные повреждения, когда они пытаются вмешаться.
Черты жертвы:
- Подвергается высмеиванию;
- Подвергается толчкам, пинкам;
- Попадает в драки, которые старается избежать;
- Его вещи отнимают или уничтожают;
- Наблюдаются порезы, порванная одежда;
- Исключается из групп сверстников;
- Выбирается для игр последним;
- Держится вблизи от учителя
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОДИТЕЛЕЙ, СОВЕРШАЮЩИХ НАСИЛИЕ
Многие из таких родителей в детстве сами подвергались насилию. Это родители неадекватны в следующем:
- не осознают своих потребностей;
- не могут опознать эти потребности в других;
- не способны объединять эти потребности;
В момент стресса они озабочены лишь собственным состоянием;
- Воспринимают ребенка как объект;
- Относятся к ребенку как к собственности, с которой они могут делать все, что захотят;
- Предъявляют к ребенку слишком взрослые требования;
- Имеют низкую самооценку;
- Импульсивны и агрессивны.
ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ НАСИЛИЙ:
Родители – психотики: могут совершать насилие по бредовым соображениям.
Родители, получившие военное воспитание.
В процессе культов.
Когда с синдромом жестокого обращения, впервые сталкиваются люди, далекие от данной проблемы. Родители, которые совершают насилие, относятся ко всем слоям общества (богатые и бедные, образованные и необразованные, разных расс и религиозных верований.
Кроме национальных, семейных традиций существует множество личностных факторов, способствующих проявлению жестокости по отношению к своему ребенку. К таким факторам относят те, которые вызывают у взрослого человека раздражение:
У матери: стрессовые ситуации обусловлены случайной беременностью и рождением нежеланного ребенка, неполной семьей, рождением ребенка от нелюбимого человека, ранним материнством, рождение ребенка с пороками в развитии, частые капризы ребенка, реакция обманутых ожиданий. Младенца могут бросать, трясти, причиняя этим травмы.
У отца раздражительность обусловлена: потерей работы, случайными неприятностями, усталостью. Его ожидания найти покой дома не оправдываются, так дома маленький ребенок, требующий большого внимания жены. Начинаются проблемы в интимной жизни. Раздражение срывается на жене, на ребенке.
Поведение взрослых:
- Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение.
- Существуют противоречия в истории повреждения ребенка.
- Несоответствие истории болезни с видимыми травмами и физическими повреждениями.
- Перенос ответственности на другого человека.
- Обвиняет ребенка в нанесении себе повреждений.
- Многократное помещение ребенка в лечебные учреждения с аналогичными повреждениями.
- Обвинения ребенка родителей.
ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ, В КОТОРЫХ ПРАКТИКУЕТСЯ НАСИЛИЕ
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем детям, но вероятность наличия многих из них велика.
СТРАХИ
Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.
ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия.
НЕСПОСОБНОСТЬ ВЫРАЗИТЬ ЧУВСТВА ВЕРБАЛЬНО
Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об этих чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
ВОВЛЕЧЕНИЕ В БОРЬБУ РОДИТЕЛЕЙ
Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они – дети являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
ЗАЩИТНИК МАТЕРИ
Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.
РАЗОЧАРОВАНИЯ
Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ
Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает мать, но не понимает, с чем это связано. Многие дети не понимают даже, почему они находятся в приюте. Без полной информации и полной ясности ситуации дети не могут адекватно реагировать на ситуацию.
ЧУВСТВО НЕНУЖНОСТИ
Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
ИЗОЛЯЦИЯ
В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
РАЗНОРЕЧИВЫЕ ЧУВСТВА К ОТЦУ.
Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ним самим. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например: скучать по нему
ПОСЛЕДСТВИЯ:
Статистика показывает, что у детей, подвергшихся насилию, факторы риска значительнее возрастают.
- Дети – жертвы в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками;
- Дети – жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида;
- Дети – жертвы составляют 60 - 70% беглецов, 98% детской проституции;
- 60 % детей страдает от проблем питания;
- 98% инвалидов, страдающих от множественных личностных расстройств;
- У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального насилия в детстве;
Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к психогенным состояниям.
Типы стрессовых расстройств:
- Симптомы повторного переживания:
- Ночные кошмары;
- Навязчивые негативные повторные воспоминания о событии;
- Сопровождение сильным чувством тревоги и страха;
- Внезапные поступки и чувства.
- Симптомы избегания:
- Избегание мыслей и чувств, связанных с событием;
- Избегание деятельности, связанной с событием;
- Невозможность вспомнить детали события;
- Снижение интереса к ранее значимой деятельности;
- Чувство отстраненности, отчуждения;
- Притупленность эмоций;
- Депрессия, отсутствие ориентации на будущее;
- Злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами.
- Симптомы повышенной возбудимости:
- Трудности засыпания, бессонница;
- Раздражительность, агрессивность, стремление решать проблемы с помощью грубой силы;
- Нарушение памяти и концентрации внимания. Человек испытывает трудности, когда что-то требуется вспомнить;
- Немотивированная сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг.