Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

История и традиции

Дата: 7 октября 2022 в 20:57, Обновлено 9 октября 2022 в 21:04
Автор: Вегеро А. А.

  

Осиновская школа до октября 1917 года

До отмены крепостного права в деревне была сплошная неграмотность, и родители не имели возможности учить своих детей. Крестьяне тогда были на положении скота. Только в конце шестидесятых годов минувшего столетия в ближайшей деревне Белица была открыта начальная школа при волостном Управлении. Учащихся туда набирали по 1-2 человека из окружающих деревень. Дворянские и помещичьи дети учились все. Первый житель Осиновки Николай Мироненко получил образование в этой школе за 2 класса. После этого был письмоносцем от волости в деревню, до призыва его на военную службу. Придя в армию, он и там оказался единственным солдатом, в роте умеющим читать и писать, поэтому был назначен писарем роты.

           В восьмидесятых годах 19 столетия открылась церковно-приходская школа в деревне Прилесье. Эту школу каждую зиму посещали 3-4 мальчика из Осиновки. Однако больше двух зим никто  из них в школу не ходил. Первыми, кто попробовал учиться в этой школе, были Пилион Мироненко, Филипп Мироненко, Федор Захарченко, Гавриил Логашов, Савелий Прохоренко и др.

           Девочки в школе не учились, это считалось неприличным. Матери и отцы говорили: «На что женщине грамота, она никуда не поедет, ее в солдаты не заберут, писем писать ей не надо, женщина должна уметь прясть, ткать, топить печку, готовить пищу и кормить семью и скот».

После революции 1905 года, царское правительство начало расширять сеть школ и число учащихся в них. В 1906-1907 годах были открыты церковно-приходские школы в Ребятках и Чигриновке. Осиновские дети школьного возраста, главным образом мальчики, обучались в Ребятковской школе, а дети из хутора Холмы – в Чигриновской.

            Школьными  помещениями  этих учебных заведений являлись обыкновенные крестьянские хаты. Скамейки, учительский стол, классную доску, бочку и ковш для питья воды изготавливали родители учеников, а отопление и уборка школы производилась самими учениками.

            Вот что говорит об этом один из бывших воспитанников Ребятковской школы Иван Атрошенка:

            «Каждый ученик утром, идя в школу, в сумке, сшитой из белого полотна, нес книги, тетради, грифельную доску, а на плечах два полена дров. Дежурный принимал принесенные дрова и затапливал печь. К тому времени, как в печи разгорались дрова, в школу входил учитель, и начинались занятия. Только одному дежурному разрешалось выходить из-за скамейки, чтобы  поправить горящие дрова. Через час-два в классе становилось так жарко, что со всех присутствующих катился градом пот. Тогда учитель давал команду «Снять верхнюю одежду, положить ее на скамейки и самим сесть на одежду» - эта команда строго выполнялась.

В субботу занятия в школе были до обеда, а после обеда ученики в школе мыли пол. Перед началом этой работы ребятковские дети бежали к себе домой за ведрами. В них несли из колодца воду и выливали ее на пол. Свободные от этой работы ребята катались на полу, как конькобежцы, а через некоторое время вся грязь с пола стиралась и в ведрах выносилась во двор. Когда работа кончалась, все маленькие труженики на этой работе раздевались, снимали лапти, портянки, верхние штаны, клали на печь и сушили. Только через пару часов это нехитрое обмундирование подсыхало, мы опять обувались, одевались и уходили домой».

             Первым учителем в Ребятковской школе был Овчинников. Жил он в небольшой комнатке с одним окном, которая была устроена в сенях школы. Он проработал один учебный год и больше о нем никто ничего не знает, куда-то уехал.

           Вместо Авчинникова в школе начал учительствовать Михаил Климентьевич Цыбулькин. Вся педагогика и методика этого учителя заключалась в избиении школьников во время занятий и в свободное от занятий время. За день он давал каждому ученику по затрещине, или линейкой по ладони руки с такой силой, что ладонь вспухала. Бил он тех, кто не знал уроки или был в чем-то виноват. Бил и тех, кто всегда знал урок и был примерного поведения. Этих бил он и приговаривал:  «Ты, что смотришь? Завтра тоже урока знать не будешь».

            Цыбулькин по субботам через Осиновку ходил в Чигриновскую школу. Следуя туда и обратно, при встрече с учениками каждому давал по затрещине и, с довольным видом покидал Осиновку. Его «деятельность» в этой школе продолжалась два года.

            На его место была прислана учительница Надежда Алексеевна Алферова. О ней много говорили да и говорят теперь родители и ученики того периода. Вот так вспоминают эту учительницу ее ученики Иван Атрошенка и Сергей Мироненко:

            «Это был человек прекрасной души. К нам она проявляла заботу, как о своих детях. Она привила нам любовь к книгам и научила любить жизнь. Она первая познакомила нас с элементами основ наук и ввела нас в мир, до того времени нам неизвестный. Мы, да и другие ее ученики, часто вспоминаем о ней, как о Человеке с большой буквы».

             Первыми учениками из Осиновки, которые закончили, Ребятковскую церковно-приходскую школу были: Иван Атрошенка, Захар Ладода, Сергей Мироненко, Порфирий Шамбалов, Иван Прохоренко и др.

 В это время Чигриновскую церковно-приходскую школу окончил Август Карлсон.

Накануне империалистической войны в Ребятках и Чигриновке были построены специальные школьные помещения, в которых можно было удобно вести занятия с учениками четырех классов. Здесь не была предусмотрена небольшая квартира для учителя.

В это время была заметна тяга крестьянской молодежи к учебе. Из Осиновки начали обучаться в Ребятковской школе до 15 человек. А Иван Атрошенка, Иван Мироненко, Сергей Мироненко и Август Карлсон поступили и успешно закончили Белицкое 2-х классное народное училище. Однако лучше всех в то время, определился Иван Прохоренко, он первый из деревни поступил и отлично закончил Кричевское ремесленное училище, но преждевременная смерть оборвала его жизнь.

Многим нашим юношам в то время хотелось получить среднее образование. Но этих школ (гимназий) было мало. В ближайших гимназиях в Могилеве и Смоленске учились дети помещиков, попов и крупных чиновников. Крестьянину попасть в гимназию было почти невозможно.

Один из старейших учителей города Мстиславля Ковалев А.Г. в 1929-1930 г.г. рассказывал своим ученикам, среди которых были Михаил Атрошенка, Василий Мироненко, Михаил Поляков, что он один был в группе крестьянский сын в Смоленской гимназии. И держали его в гимназии за то, что он часто сдавал зачеты и экзамены за сына крупного дворянина, имение которого находилось в районе Монастырщины Смоленской губернии.

 Жизнь так сложилась, что на протяжении всей истории вплоть до Октябрьской революции 1917 года, Осиновка была маленькой, глухой деревушкой, далеко отстоящей от городов и других культурных центров. Никакой культурной и просветительной работы в ней, как в других деревнях, не велось. Люди в воскресенье и праздничные дни ходили в Прилесскую и Симановскую церкви молиться богу. Все население от мала до велика, признавали существование бога и нечистой силы, верили в знахарство и чародейство. Эти качества передавались из поколения в поколение.

Поп был единственным «просветителем» в нашей местности не только в церкви, но и в школе. Ребятковскую школу поп навещал два раза в неделю. Он обучал детей, как тогда считали, главному предмету – закону божьему. Если кто-то из учеников плохо знал урок или неправильно отвечал святому отцу на его вопросы, наказывались все ученики школы. Однажды поп задал вопрос ученице Ушаковой: «Сколько у нас богов?» Она ответила: «У нас дома один бог и тот рваный», подразумевая под иконой Бога. За этот ответ поп избил всех детей в школе, а виновницу поставил на колени на весь день. Вот так «просвещались» дети науке и культуре до Октябрьской революции.

Незабываемые годы (1917 -1929)

В начале Октябрьской революции в Осиновке было 30 дворов. В это время в деревню переехали из других деревень Павел Соколов, Никифор Снегирев, Леонид Гладковский.

Никифор Снегирев – сын крестьянина середняка. Окончил Прилесскую церковно-приходскую школу, затем его отец, вопреки желанию сына, отправил его в Пустынское второклассное училище при мужском монастыре вблизи Мстиславля. На втором году учебы совершил озорство (ученики опустили крысу в расплавленный сургуч, а потом подбросили ее в квартиру святого отца – протоирея) за что он и другие участники этого святотатства были исключены из училища. Он участник Русско-японской войны 1904-1905 гг., за что награжден медалью. Накануне октябрьской революции продал свою землю и свое хозяйство в Прилесье и со своей семьей поехал искать работу в отдаленных районах.

             Однако там устроиться не пришлось, он был вынужден возвратиться к родным жены в Осиновку. Здесь устроился плохо, свободной земли не оказалось, и он остался в деревне единственным безземельным крестьянином. Он хорошо понимал пользу образования и прилагал невероятные усилия к обучению своих детей. Его дети Михаил Никифорович и Ульяна Никифоровна стали учителями в нашей местности.

Леонид Голадковский – сын священника. Окончил Смоленскую гимназию и педагогические курсы при Петроградском университете. Вместе со своей тетей Марией Цитович учительствовал с 1906 года в Белице.

            До Октябрьской революции в Осиновке не было школы, здесь был самый большой процент неграмотного населения, а среди женщин сплошная неграмотность. Как указывалось раньше, значительная часть Осиновских детей школьного возраста в школу не ходили. Еще не окрепла Советская власть, в полном разгаре шла гражданская война, а партия Ленина поставила вопрос о ликвидации неграмотности, как в городе, так и в деревне.

1 октября 1918 года в Осиновке открылась начальная школа, которая работала до весны 1923 года. С большой радостью крестьяне направили свою детвору в школу. Крестьяне не знали школьных порядков, отправили в школу детей школьного возраста, подростков и даже детей дошкольного возраста. За партами первого класса сидели ученики шести и двенадцатилетнего возраста. Такая же картина была во втором и третьем классах. Специального школьного помещения в деревне не было, занятия проводились в хатах Климентия Мироненко (ныне место продмага), Ивана Захаренка, Антона Атрошенка, Ермолая и Николая Мироненко, Леонида Гладковского. Скамейки (парты), учительский стол были сделаны самими крестьянами и имели разную форму: для первого класса делал Пилион Мироненко, для второго – Филипп Мироненко, а для третьего Стефан Логашов и Егор Шамбалов. В школе была большая бочка с холодной водой,  у нее висела на веревке медная кружка.

            Трудно было учителям вести занятия, а ученикам учиться. Все учебники и учебные пособия были выпущены до войны 1914 года, во многих были вырваны листы, многие стихотворения и рассказы перечеркнуты или затушеваны чернилами. Часто было так, когда в одном классе у каждого ученика был свой учебник, отличающийся от своих одноклассников: годом издания, другими авторами и т.д.

Еще хуже ученики были обеспечены тетрадями, бумагой, карандашами. Приходилось ученикам писать между строк старых книг и журналов или в использованных тетрадях. Редко кто в классе имел грифельные доски, чернила, ручки и перья.

Еще труднее, оказалось, получить в то время среднее образование. На втором году учебы в Чаусском ремесленном училище прекратил учебу и ушел в Красную Армию Иван Ерофеевич Атрошенка. Свыше трех лет учился и не закончил этого училища Иван Яковлевич Мироненко.

            Первые ученики Осиновской начальной школы с большой теплотой и благодарностью вспоминают о хорошей работе первых ее учителей Ольге Васильевне Савицкой и Леониде Иосифовиче Гладковском.

После гражданской войны в 1922 году при большом старании и необходимой помощи родителей в Могилевский педагогический техникум смогли поступить Иван Атрошенка и Иван Мироненко. Спустя пять месяцев учебы в этом техникуме Иван Мироненко прекратил учебу.

Однако, Иван Атрошенка, невзирая на большие материальные трудности и другие невзгоды, в 1926 году окончил это учебное заведение и первый из деревни получил право учительствовать в начальной школе.

Прилежание Ивана Ерофеевича к учебе, его готовность переносить трудности и лишения во имя этой благородной цели заслуживает признания и подражания. И правильно поступили юноши младшего поколения – Петр Мироненко, Михаил Снегирев, Михаил Атрошенка (брат Ивана Ерофеевича), Василий Мироненко, Михаил Прохоренко, Ульяна Снегирева и др.

Много талантливой молодежи с трудом окончили начальную школу и дальше не смогли повышать свое образование. По близости средних учебных заведений не было, а учиться в отдаленных местах у родителей не было средств.

В это время начали  создаваться пионерские отряды. Первый пионерский отряд  (в нашей местности) был создан в начальной школе д. Ребятки. Руководил отрядом Поляков Лукьян Евдокимович. Немного позже пионерские отряды  были созданы в начальных школах деревеень Ольховка, Граболово, Нежковка, Чигриновка.

Пионеры участвовали в культпоходе по ликвидации неграмотности среди взрослых и детей, боролись с кулачеством, с вековыми обычаями и религиозными предрассудками. Пионеры этих лет помогали крестьянам убирать урожай.

Первыми пионерами этих лет были: Другаченко Акулина Артёмовна, Кабанова Мария, Гаваруева Анна и другие. 

Переустройство деревни (1929 – 1941)

К началу коллективизации в Осиновке было 36 дворов, в которых жили 36 семей. Шли годы первой и второй пятилеток, партия и советское правительство развернули широкое строительство новых  и реконструкцию старых предприятий. Не остался в забытьи наш глухой уголок Белоруссии: началось строительство Осиновской средней школы (1930-1934 гг.).

В начале тридцатых годов окончили семилетние школы в Рясне: Михаил Атрошенка, Михаил Кулешов, Михаил Прохоренко, Николай Шамбалов; В Мстиславле – Василий Мироненко.

            В это время получил среднее образование в рабфаке при Горецкой Сельскохозяйственной академии Михаил Снегирев, посланный туда по путевке Осиновского Сельсовета и ячейки комсомола в 1928 году. В связи с тем, что в деревне не было своей школы с 1923 по 1932 год, каждому из этих парней пришлось перенести много трудностей, чтобы получить в то время такое образование. Бедные крестьяне Никифор Снегирев, Авраам Шамбалов и Фекла Прохоренко последний кусок хлеба отдавали своим сыновьям, а их остальные члены семьи питались кое-как. Крестьяне-середняки Ерофей Атрошенка и Пилион Мироненко платили за обучение своих сыновей в 5-7 классах полную стоимость.

           Теперь младшему поколению трудно понять то, чтобы окончить семь классов Михаилу Атрошенка, Михаилу Кулешову, Василию Мироненко, Михаилу Прохоренко и Николаю Шамбалову пришлось учиться, начиная со второго класса в Ребятках (за 2,5 км), в Белице (за 7км), Подновелье (за 6 км), в Рясне (за 18 км) и даже в Мстиславле (за 40 км). Еще больше трудности пришлось испытать эти парням при поступлении учиться дальше. В те годы только Михаилу Атрошенка посчастливилось поступить без перерыва учебы на 2-х годичные педагогические курсы при Мстиславском педтехникуме и то без стипендии. А остальные ребята из-за невозможности поступить на учебу дальше, вынуждены были уехать на стройки первой пятилетки, получить трудовую практику, а затем поступить учиться дальше.

            В конце 30-х годов, когда в Белоруссии был острый недостаток в работниках просвещения, в Могилеве при учительском институте были созданы одногодичные педагогические курсы. Такие курсы окончили Розалия Карлсон, Ульяна Снегирева и Николай Шамбалов, а затем работали учителями начальных школ на территории Осиновского сельсовета. А многие одаренные ребята и девчата окончили начальные школы в Ребятках или Чигриновке и не могли думать о получении среднего образования без выезда из деревни.

Вот почему самым радостным событием в жизни Осиновцев оказалась весть о строительстве Осиновской средней школы. Строительство этой школы начато летом 1930 года. Школа строилась на средства, отчисляемые из местного бюджета.       Строительный материал заготавливался в Ольховском бору и вывозился к месту строительства школы преимущественно крестьянами Осиновки, Ольховки и Ребяток. Для возведения зданий школы была создана строительная бригада до 35 человек во главе с ее бригадиром Сергеем Шамбаловым. Эта бригада работала с большим трудовым подъемом от зари до зари.

            1 сентября 1932 года в Осиновской средней школе начались занятия с учениками младших классов, параллельно велись работы по достройке второй очереди зданий школы, где в 1935-1936 учебном году начались занятия с учениками старших классов. В этом же году сюда были переведены ученики старших классов из Чигриновской семилетней школы.

            В 1932 году в д. Чигриновка  открылся 5 класс будущей Осиновской школы, который был укомплектован выпускниками начальных школ Осиновского сельсовета. В этом году была создана пионерская организация Осиновской школы, которая временно размешалась в д. Чигриновка.

Из воспоминаний  Рудкова Ивана Алексеевича:

           «Я поступил учиться в пятый класс этой школы в 1932 году. В 1933 году в д. Чигриновка работали 5 и 6 классы. Директором школы был Константинов Фёдор Трофимович, учителями – Снегирёв Михаил Никифорович, Белоусов Алексей и другие.

            В 1932 году началось строительство Осиновской средней школы. По  этому случаю  в 1932 году в деревне Осиновка состоялся большой митинг.

В 1934 году  учебный год мы начали в новой школе  в д. Осиновка. Это было большое, красивое здание. Светлые, просторные классы, зал со сценой для художественной самодеятельности и занятий по физкультуре. В этот период в школе было два пятых, шестой, седьмой и начальные классы. Пионеры и комсомольцы принимали активное  участие в строительстве школы. Подносили строительные материалы, убирали мусор. Уроки труда в основном проводили на стройке.

            Функции старшего вожатого исполнял кто-то из учителей по совместительству. В пионерской организации в 1934 -1935 учебном году насчитывалось около 150 пионеров. Названия дружины не было, а с атрибутики в дружине было знамя, барабан, горн. В ряды пионеров принимали достойных учащихся, а если кто плохо учился, нарушал дисциплину, исключали из состава пионеров. 

            Все пионеры в обязанном порядке должны были носить галстуки. Галстук скреплялся значком. Пионеры принимали активное участие в художественной самодеятельности школы. Раньше в деревнях не было радио, телевидения, поэтому население  очень активно посещало концерты пионеров и школьников.

             В революционные праздники в центре Сельсовета проводились митинги. Все пионеры и школьники с песнями, строем, с атрибутикой под руководством  учителей являлись на митинги. От имени пионеров и школьников Осиновской школы мне часто приходилось выступать с приветствиями.

           Все пионеры во время  летних каникул принимали активное участие в полевых работах по месту жительства. Многие после занятий  помогали родителям ухаживать за скотом, находящимся в колхозе, а так же в личной собственности.

             Я, например, после занятий помогал отцу пасти колхозный скот.

            Пионеры в этот период принимали участие в общественной работе. Занимались сбором средств от населения в фонд международной помощи борцам революции. Собранные деньги школой  сдавались в Госбанк на особый счёт. Эту работу проводили путём подворного обхода по деревням. Активными пионерами тех лет в Осиновской школе были Орлов Сергей, Романенко Егор, Маркина Даша, Авдеева Катя из д. Ребятки, Зубович Тоня из д. Чигриновка, Ермакова Катя, Ладода Антон из д. Граболово, Шамбалов Михаил из деревни Осиновка и другие. Многих из тех лет пионеров нет сейчас в живых – погибли на фронтах Отечественной войны: Орлов Сергей Афанасьевич и Авдеев Михаил Фёдорович из деревни  Ребятки. Это мои лучшие друзья детства.

            Весной 1935 года состоялся первый выпуск из 7 класса школы. Я попрощался и вступил в самостоятельную жизнь.

            В конце  1938 года, после окончания Могилёвского педучилища, я некоторое время работал учителем Осиновской средней школы. К этому периоду в школе было три пятых, два шестых, два седьмых, восьмой и девятый классы.

            В 1939 году я был призван в ряды Советской Армии, больше на педагогическую работу не возвращался».

            Накануне Отечественной войны в Осиновской средней школе занималось около четырехсот учеников из Осиновского сельсовета и окрестных деревень.

            Осиновская средняя школа стала подлинным центром педагогической, воспитательной и культурно-массовой работы на территории сельсовета.

           Весной 1941 года школа произвела первый выпуск своих питомцев с аттестатом зрелости. Среди них были Осиновские юноши и девушки: Алла  Гладковская, Александр Другаченко, Александр Мельников, Николай Мироненко, Клавдия Тришкина.

            В годы царизма и даже первые годы Советской власти Осиновцы даже и думать не могли, что придет такое время, когда в этой небольшой деревушке дети будут получать среднее образование.

            Много труда, таланта и призвания приложили к молодым сердцам учителя школы: Заикин, Горностаев, Я.И. Леусов, Ф.И. Романенко, И.А. Рудаков,                 Н. Сочнева, Ф.С. Савицкий, П.П. Цурбулева, Храмков, супруги Белоусовы, Снегиревы, Шорохины и др.

 Учителя школы не делали скидки себе и ученикам на «сельские условия», а всегда были на уровне высоких профессиональных и политических требований.

Многие учителя и ученики школы были активными участниками Великой Отечественной войны.

Большую энергию и мастерство в строительство школьных помещений и других общественных предприятий в деревне, внес сын крестьянина бедняка – батрак Сергей Прокофьевич Шамбалов – бригадир строительной бригады.

Годы испытаний (1941-1945)

22 июня 1941 года предрассветную тишину разорвали  орудийные залпы. Война!

           Тысяча четыреста восемнадцать  дней и ночей длилась война. Суровая. Грозная. Тысяча четыреста восемнадцать дней  и ночей совершался подвиг. Подвиг миллионов. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей наш народ ковал долгожданную победу на фронте и в тылу.

            22 июня 1941 года фашистская Германия, грубо нарушив условия договора с СССР, вероломно, без объявления войны напала на нашу Родину. Против Советского Союза была брошена армия вторжения около пяти с половиной миллионов солдат, офицеров и генералов, вооруженных новейшей боевой техникой.

            Вскоре военные действия развернулись на широком фронте - от Баренцева до Черного морей. Над страной нависла смертельная опасность.

В эти грозные дни наша партия и Советское правительство призвали народ и его Вооруженные силы к Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков.

Советские войска, оказывая захватчикам героическое сопротивление, вынуждены были отходить вглубь страны. Фронт все ближе и ближе приближался к важным жизненным центрам Советского  Союза, в том числе и к областному городу Могилеву.

В середине июля 1941 года немецко-фашистские войска форсировали реку Днепр и его притоки на Могилевщине, а их передовые и разведывательные части 14 июля прошли через Осиновку и без остановки ушли на Граболово и Нежковку.

За сутки до появления немцев в деревне, в Осиновский сельсовет прибыл представитель Чаусского райкома партии тов. Банчиков. Он предложил всей молодежи, которая еще не призывалась в Красную армию или имела отсрочку, пойти с ним в восточном направлении, чтобы уйти от немецкой оккупации. Такой молодежи в Осиновском сельсовете было много. Эти парни учились или только что закончили Осиновскую среднюю школу, большинство из них были комсомольцы. По призыву Райкома партии молодежь быстро собралась в Осиновке и немедленно отправилась в направлении Кричева и там были определены в формируемые части.

Большую помощь оказали бойцам Советской армии заведующий учебной частью Осиновской школы Михаил Никифорович и его жена учительница Евгения Демидовна Снегиревы.

На второй день войны Михаил Снегирев принял на себя обязанности директора Осиновской средней школы. Школа имела два радиоприемника. Михаил Никифорович один приемник спрятал в школе, а второй взял к себе на квартиру и запрятал его в платяной шкаф. Оба радиоприемника были обеспечены источниками питания на 2-3 месяца и всегда готовы к действию.

Супруги Снегиревы ежедневно включали радиоприемники, находящиеся у себя в доме или в школе и слушали советские сводки Савинформбюро о положении дел на советско-германском фронте. Эти сведения быстро передавались бойцам Красной Армии, находящимся в ближайших лесах и населению деревни.

Когда в деревне стало известно, что попавшие в окружение части нуждаются не только в продовольствии, но и в средствах связи, Михаил Никифорович, стараясь чем-то помочь советским воинам, один радиоприемник отдал капитану Бобриковской группы, а второй батальонному комиссару для штаба соединения на хуторе Долгих.

Много немецких «секретов» рассказывала Евгения Демидовна Снегирева. Эта скромная учительница немецкого языка Осиновской школы часто была в толпе «ротозеев», где появлялись немцы. Слушала их разговоры, подбирала немецкие газеты и журналы, переводила и в кругу надежных людей рассказывала о том, что довелось узнать.

Война прервала мирную жизнь и в Осиновской школе. Учителя Горностаев, Заикин,  Н. Сечнев,  Ф.С. Савицкий,  Ф.И. Романенко, Н.А. Шамбалов, а позже и другие ушли в действующую армию.

Летом 1941 года школа не готовилась к новому учебному году. 1 сентября, хотя двери школы были открыты, но школа неприветливо встретила своих учеников. Немецкая администрация запретила обучать грамоте маленьких советских граждан. Но детям хотелось учиться, родители начали обивать пороги бургомистра и старост деревень с просьбой получить разрешение от немецких захватчиков открыть хотя бы одну Осиновскую школу на территории Осиновского сельсовета.

Бургомистр Семен Логашов представил список учителей в Чаусскую комендатуру, которые могли бы вести занятия с детворой. Представители немецкой комендатуры вызвали в Чаусы М.Снегирева, М.Жукова, Н.Полякова, дали им строжайшие указания, как обучать и воспитывать детей в школе, в условиях войны. Согласно этим указаниям категорически запрещалось преподавание истории нашего государства, и рассматривать какие-либо политические вопросы по существующим учебникам. Учителям было отказано в зарплате.

В таких сложных условиях в октябре 1941 года начались занятия в Осиновской средней школе только до 7 класса. Однако нормальных занятий в школе не было; классы не отапливались, ученики не были обеспечены бумагой и учебниками, часто пропускали занятия, учителя испытывали трудности вести занятия, и были вынуждены искать для себя и семьи продукты питания и средства к существованию.

 Кроме того, школа начала служить местом ночлега и отдыха карателей.

Каждый из них, попадая в школу, считал себя хозяином и распоряжался всем ее имуществом как хотел. Вот, что рассказывает бывший ученик 7-го  класса            В.И. Самуськов: «В школе было холодно, в перерыве между уроками я бегал по коридору, чтобы согреться. Меня схватил за воротник полицейский Никон (житель д. Староселы), отвел в «учительскую» и в разъяренном состоянии так наколотил, что после этого я никогда не бегал в школе и около ее». Так часто попадало и другим ученикам. Учителя школы были лишены прав вмешиваться в действие полиции.

В таких условиях школа функционировала около четырех месяцев, а потом была окончательно превращена в казарму и гостиницу для немцев и их прихвостней, полицейских.

В предвоенные годы в школе была создана большая библиотека, закуплено много наглядных пособий, некоторые из них были уникальные. Летом 1942 года немецко-фашистские захватчики руками «наших» полицейских вынесли на школьный двор: книги, наглядные пособия, портреты членов Советского правительства и крупнейших ученых с мировой известностью, все сложили в огромную груду, в центре укрепили красное знамя школы, облили бензином и сожгли на глазах у местного населения.

«Душа обливалась кровью, а глаза слезами, когда смотрели десятки людей на этот погром на народное достояние» - так высказывал свое мнение очевидец этого мракобесия М.Н.Снегирев.

Опустело навсегда от детворы это красивое и веселое здание, которым гордились жители Осиновского сельсовета.

Для проведения облав на партизан в прилагаемых к деревне лесах, изверги сгоняли молодежь с окрестных  деревень в Осиновскую школу и под конвоем использовали ее в своих целях.

Хорошо, что школа перестала функционировать к тому времени, а то пришлось бы учителям и ученикам невольно помогать немецким пособникам, уничтожать преданных Советской власти людей.

В начале  августа  1943 года было сожжено и здание Осиновской школы.

Пионеры этих лет  так же не стояли в стороне. Было нелегко, но весь народ жил одной мыслью: «Всё для фронта! Все – для Победы!»

Юные пионеры расклеивали листовки, собирали для партизан оружие и медикаменты, собирали тёплую одежду для фронтовиков. Получит боец варежки, а в них письмо от пионера. Греют бойца и варежки, и письма.

Много Осиновцев не дожили до окончания войны. Сельским советом при помощи учителей и учащихся на территории школы создан обелиск, чтобы увековечить память верных сынов Родины, кто отдал свою жизнь в борьбе с немецкими захватчиками. Здесь должны проходить комсомольские собрания, школьники должны приносить клятву быть пламенными патриотами Родины.

Теперь перед взорами каждого, кто проходит мимо обелиска, предстоят имена тех, кто погиб и сражался в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

Ура! У нас новая школа.

(1993-2007 год)

С каждым годом наша деревня росла. Росло и увеличивалось ее население. Увеличивалась и количество детей. Старая школа стала маленькой для такого количества ребят. И вот появилась в 1993 новая школа. Красивая, светлая, просторная на 200 мест.

            Жизнь не стоит на месте. В новой школе и радостней учиться. Школьные годы - важный этап в  жизни детей. В течение иx закладывается фундамент знаний. Школьники принимали активное участие в областных и районных операциях. Проводились смотры, викторины, линейки. Сборы, участвовали в разных видах спортивных соревнований, предметных  олимпиадах, посещали кружки, спортивные секции.

             Не оставляли без внимания ветеранов войны и труда, оказывали им посильную помощь в домашнем  хозяйстве, поздравляли их с праздниками, вручали сувениры, сделанные своими руками.

            Оказывали посильную помощь колхозу в уборке урожая. На территории школьного двора разбивали цветники, сажали деревья. Отдыхали в санаториях, ездили на экскурсии  и ходили в походы.

             Активные пионеры этих лет: Менжакина О., Шведов А., Шешолка И., Иванов С., Зайцева С., Грибовская Г., Маркузова А., Менжакин А., Александров Н., Козлова А., Шпакова А., Семёнова Е., Щербакова О., Прокина Е.

                             Жизнь продолжается…         

         Наша школа хорошеет с каждым днём. Она стала светлее, и уютнее. Выполнен ремонт фасадов зданий, спортзала, лестниц, заменены светильники – на энергосберегающие, современный облик приобрели этажи и кабинеты, обновилось информационное пространство школы, создана детская площадка.

Сегодня школа живёт яркой, насыщенной жизнью. Что же это за школа? Это хороший, добрый дом, где хорошие, добрые учителя хорошо, качественно и с любовью учат других детей тому, как быть и стать добрым и хорошим человеком и обрести хорошие и добрые знания, которые сослужат добрую, хорошую службу в будущем.

         В настоящее время в школе функционируют разные учебные кабинеты,  кабинет информатики, спортивный и тренажёрный зал, актовый зал и столовая. Есть в школе библиотека и детский садик. 

В школе традиционно проводятся мероприятия, приуроченные зимним, весенним и осенним праздникам, и здоровому образу жизни. Ученики участвуют в международных и республиканских конкурсах «Олимпионок», «Лингивстенок», «Глобусенок», «Кентаврик», «Синица», «Зубрёнок», «Буслик», «Кенгуру», «Журавлик», «Инфомышка». И каждый год занимают призовые места.

            Каждый год ученики принимают участие в  предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях, в различных акциях, где также занимают призовые места.

Педагогический коллектив школы работает творчески, в постоянном поиске интенсивных методов, средств и форм обучения. За последние годы наблюдается значительный рост профессионального уровня педагогов, учителя внедряют опыт педагогов-новаторов, стараются построить каждый урок так, чтобы добиться лучших результатов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.